Публикуем стенограмму очередного дня суда по «болотному делу». Заседание началось с полуторачасовым опозданием из-за несвоевременной доставки обвиняемых. Продолжается судебное следствие. Сторона обвинения представляет свидетелей, потерпевших и ходатайства.
Судья: СУСИНА Н.С.
Прокуроры: КОСТЮК, СТРЕКАЛОВА
Адвокаты: РАЧКОВСКИЙ, ТАРАНИЩЕНКО, ДИНЗЕ, СИДОРКИНА, АКИМОВ
Подсудимые: ГУЩИН, МАРГОЛИН, ГАСКАРОВ, КОХТАРЕВА
Допрос свидетеля Финогина М.В., сотрудника ОМОН, инженера-сапера. Далее приводятся его ответы на вопросы. Задающие вопросы в тексте выделены жирным шрифтом.
Судья. Никто из подсудимых свидетелю не знаком, причин оговаривать кого-либо из них у него нет.
Прокуроры. В 18 часов получен приказ о выдвижении на Каменный мост. Стояли во второй и третьей цепочке. Дальше разбились на группы по 5 человек для задержания особо активных граждан. Лично никого не задерживал. Протоколы задержаний не составлялись. Граждане были возбуждены, кричали лозунги. К полиции насилие не применяли. К прорвавшимся сквозь цепочку силы не применяли. Летели камни, бутылки, пытались ударять полицейских палками. Нападали на Бажанова. Мы вошли в толпу, толпа перед нами расходилась. Мы должны были задержать человека. Толпа пыталась затащить Бажанова внутрь, с него сорвали шлем. Мы помчались к нему на выручку. Толпа пыталась его удержать, схватить. Мы его вытащили, он встал, надел шлем. Никого из тех, кто нападал на Бажанова, я не знаю. Когда мы рассекали толпу, мы видели куски асфальта и дырки в асфальте. Видели поваленные туалетные кабины. Ничего горящего я не видел. В толпе был слабый дым. Видел применение газовых баллончиков. Палки резиновые ПР-73 применяли, когда освобождали Бажанова. Били по конечностям. Травмированных полицейских не видел.
Таранищенко. Оружия у демонстрантов я не вдел. Видел палки у митингующих. Момента задержания Бажановым кого-то я не видел. Бажанов упал на колени. Мы отбили Бажэанова. Применял ли Бажанов ПР 73, не видел. Бажанов был в камуфляже. Кто его повалил на землю, я не видел.
Динзе. Тех, кто был рядом с Бажановым, я бил палкой ПР73 по конечностям. Травмированных от ударов ПР 73 не видел и вообще травмированных не видел. На задержание конкретных людей команду отдавал командир отряда Бекетов. В толпе много людей призывали к движению вперед. Призывали валить туалеты. Кричали лозунги без мегафонов, просто голосом. Перед выездом на мероприятие был инструктаж. Почему Бажанов оказался сбоку, я не знаю. Я был в шлеме, через него все окружающее было слышно. Марку шлема не знаю. Задержаний было не меньше трех.
Сидоркина. О месте и времени проведения митинга на инструктаже было сказано.
Таранищенко. Бажанов был на инструктаже. Что такое агрессивное поведение, нам сказано не было.
Рачковский. По эпизоду с Бажановым, гражданин, которого надо было задержать, шумел и кричал.
Марголин. Время, когда начались задержания, не помню. Группа Бажанова забрала задержанного. Бажанов сопровождал задержанного в группе прикрытия. Толпа напала на Бажанова. Бажанов был сзади меня. Я двигался с группой вперед. Человека задержали, его повели. В это время на Бажанова напали. До нападения на Бажанова палки ПР 73 не применяли. Видео эпизода с Бажановым не видел. Задерживаемый ничего не нарушал, на него указал командир. По способам задержания постоянно проводятся учения. В экипировке был бронежилет. На бронежилете не было ни бейджика, ни бляхи. По мегафону граждан просили расходиться. Точно время не помн. Мегафоны звучали еще до того, как мы встали в цепочку. Туалеты валили до эпизода с сБажановым. Наша группа рассекала толпу. Сообщение об окончании митинга я слышал по мегафону от сотрудников ОМОН. Лично призывов митингующих к массовым беспорядкам не слышал. Были лозунги, выкрики. Кричали еще до того, как мы встали в цепочку.
Гаскаров. Наша цепочка располагалась за Каменным мостом, от Ударника до сквера. Не помню, сколько времени прошло от образования цепочки до эпизода с Бажановым. Цепочки своего положения не меняли. Не знаю, была ли у людей возможность уйти из толпы. При задержаниях не представлялись, причин задержания не объясняли в силу оперативности обстановки. Не помню, когда мы уехали с Болотной. В толпе были женщины, пожилые люди. Детей не было. Асфальт был поврежден в месте нахождения туалетов. Шлемы у нас были новые.
Марголин. Разным группам задержания отдавали команды разные лица.
Динзе. Рассечение – это группа сотрудников, которая заходит в толпу, делит ее на маленькие группы. ПР 73 мы не применяли. Мы разъясняли людям, куда идти.
Гущин. Уничтожались туалеты. Фактов поджога не видел.
Костюк. Людей после митинга направляли вдоль по набережной в сторону, противоположную Ударнику.
Гаскаров. В конце мероприятия нас направили на рассечение толпы. В момент эпизода с Бажановым никого никуда не направляли.
Допрос потерпевшего Бажанова О.Н., командир отделения ОМОН, ныне водолаз в структуре МЧС.
Судья. Опознал Марголина. Ранее с ним знаком не был, причин для оговора нет.
Прокуроры. Был командиром отделения ОМОН. Прибыли на Болотную в 13.00. Сперва ждали в автомобилях. Примерно в 18.00 поступила команда экипироваться и выдвинуться в сторону Малого Каменного моста. Выстроились в цепочку. Был легкий прорыв цепочки. Первая цепочка стояла плотно. Несколько человек прошли сквозь цепочку. Мы ее укрепили. Из толпы летели палки, бутылки, камни. В кого-то из сотрудников попал камень, голова была разбита. Лозунги были против власти, против сотрудников. Лично я никого не задерживал. В момент задержания задерживаемый вел себя агрессивно, я его схватил. Оторвался от группы. В этот момент меня схватили сзади за плечо, сорвали шлем. Запомнил человека, который ударил меня ногой. Я его запомнил. Меня отбили от толпы. Он бил меня ногами, ударов я не считал, но не менее двух. Одет он был в свитер в черную и красную полоску. В это время все кричали, от него я криков не слышал. Телесных повреждений не было, были синяки.
Таранищенко. Инструктаж проводился. Критерии агрессии: заводит толпу, выкрикивает лозунги против президента. Агрессивный – это зачинщик. Или камни кидает. В маске ходит.
Динзе. Удары мне были нанесены в область груди и ребер. Бронежилет от ударов в бок не защитил. Я видел снизу, когда меня ударили в бок. Не знаю, правой или левой ногой он бил.
Марголин. Я видел Марголина в момент удара. Раньше я его не видел. Он удалялся в толпу. После этого я его не видел. Я не видел, чтобы кто-то уничтожал имущество. Лозунгов от Марголина я не слышал. Мы находились на асфальте перед парапетом сквера. Я видел только повреждение туалетов. Требование полиции – не нарушать закон. После окончания мероприятия просили всех разойтись по домам. Сам требования предъявлял к какой-то старушке, чтобы успокоилась и шла домой. Слышал лозунги «Долой ОМОН». Призывов к поджогам и уничтожению имущества, стрельбе в ОМОНовцев не слышал. Об окончании митинга я слышал от сотрудников полиции. Команду на задержание отдавал командир Бекетов. В мою задачу задержание не входило. Зачинщиков устанавливала группа задержания. Ордер был в бронежилет, шлем Джетта. Видео с моим эпизодом я не видел. Кого зацепил рукой, я сейчас не помню. Когда меня схватили, я был спиной к воде. Я упал на асфальт лицом вперед на руки, на колени. В этом эпизоде я в борьбу не вступал, никого под себя не подминал. Человека в синей футболке я не помню. Другие сотрудники полиции использовали физическую силу и спецсредства. До опознания Марголина о физической боли я никому не заявлял. Следователи в подразделение после6 мая не приезжали. До опознания описывал приметы напавшего на меня. Статисты на опознании были похожи. Претензий от руководства по мероприятию не было. Опознавательных знаков, что я Бажанов, не было.
Гущин. Призывов к бросанию камней, бутылок, древков не слышал.
Гаскаров. Давки у первой цепочки не помню. Эпизод со мной происходил до объявления об окончании митинга. На инструктаже нам говорили о санкционированном митинге на Болотной площади. О содержании митинга не говорилось.
Таранищенко. Группа задержания принимала свои решения.
Марголин. Лично к Марголину у меня претензий нет
Прокурор просит огласить показания Бажанова на предварительном следствии. Суд удовлетворяет ходатайство прокурора.
Допрос потерпевшего Семченкова А.А., бойца ОМОН.
Судья. Опознает Кохтареву, которую ранее не знал. Причин для оговора нет.
Прокуроры. 6 мая 2012 г. был бойцом ОМОН. На Болотную площадь прибыл в район Большого Каменного моста рано утром. Находились в резерве. Произошел прорыв цепочки, который я видел. Входил в группу задержания. Задержал больше, чем 5 человек. Когда прорвалась цепочка, мы направились туда. Задержали молодого человека. Он кричал, чтобы двигаться в сторону Кремля. Мы несли его в автозак. Он сопротивлялся, упал, вцепился мне в ногу. Мы его пытались поднять. В этот момент я увидел Кохтареву, которая подбежала к нам и требовала отпустить задержанного. Мы на нее не обращали внимания, пытались поднять молодого человека. В это время Кохтарева била меня по шлему. Потом накинулась на прапорщика Тарасова. Она и другие вцепились сзади в лямки бронежилетов. Молодой человек убежал. Кохтарева нанесла мне 2-3 удара. Я физической боли не испытал. Ударов по Тарасову не было, какие-то толчки. В нас кидали камни, асфальт, бутылки, Мне разбили стекло на каске. Я видел, как получали травмы сотрудники полиции. Мой товарищ пострадал от удара камнем по голове. От газового баллончика у солдата-срочника началось слезотечение. Его увели к скорой помощи. Кохтарева извинилась передо мной, у меня к ней претензий нет, прошу ее не наказывать. Причиненный вред заглажен.
Допрос потерпевшего Антонова С.А., командира батальона полиции
Судья. Опознал Гущина по событиям 6 мая 2012 г. Причин для оговора нет.
Прокуроры. Входил в группу задержания. Когда начали задерживать одного митингующего, сзади подошел человек, потянул за каску и уронил меня на землю.. Я встал и продолжил задержание намеченного митингующего. Гущин в это время скрылся в толпе. Когда он тянул за каску, ее ремешок сдавил шею, стало тяжело дышать. На место эпизода мы выезжали со следователем. Опознание на предварительном следствии было. Видеозапись эпизода не видел.
Рачковский. Инструктаж был на месте. Нам сказали, что митинг закончился, но народ не хотел расходиться. Были лозунги, кидали камни, палки. Команды на задержание отдавал командир полка. Задерживали крикунов. Кто схватил меня сзади, я не видел. Гущина не задержали, потому что задерживали другого человека. В скорую помощь я не обращался. Рапорта по эпизоду не писал. Моральный вред нанесен не был.
Динзе. Кровотечения не было, я к медикам не обращался.
Гущин. Я обратился к руководству с рапортом об эпизоде. Не помню, сколько времени прошло между рапортом и допросом в СКР. Раньше рапорт по эпизоду не подавал, потому что не считал это нужным. А потом решил, что за поступки надо отвечать. Спецсредства не применял. Физическую ситлу при задержании применял. Задерживаемым не представлялся, права не разъяснял. Я уверен, что действия в отношении меня совершил Гущин.
Гаскаров. В момент задержания и эпизода с Гущиным я не обращал внимания на других людей. На инструктаже нам образно разъяснили суть проводимого мероприятия.
Марголин.Я не знаю, сколько групп задержания было в нашем подразделении. Призывов к поджогоам, уничтожению имущества, применения насилия, вооруженного сопротивления не слышал. Спецсредства сотрудники полиции применяли, физическую силу применяли. Видеоматериалов по эпизоду не видел. Требования полиции разойтись раздавались по мегафону, уже когда мы только приехали. Идентификационных элементов у меня на одежде не было.
Рачковский. Я не помню, вносил ли я изменения в протокол опознания после очной ставки.
Прокуроры вносят ходатайство об оглашении протокола очной ставки. Адвокат Рачковский возражает, так как у него нет возможности подготовиться к этой процедуре. Другие адвокаты поддерживают коллегу. Прокуроры настаивают на своем предложении. Судья отклоняет ходатайство прокуроров. Объявлен перерыв до 14.00 29.05.2014 г.
Отчет подготовлен Евгением Марголиным