Юристы правозащитной ассоциации «Агора» во вторник подали в Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) жалобу на заключение и содержание под стражей 28-го фигуранта «болотного дела» — антифашиста Алексея Гаскарова, арестованного в апреле этого года. Член Координационного совета оппозиции находится за решеткой уже 164 дня в ожидании окончания следственных действий. По мнению адвокатов, мера пресечения и многочисленные продления сроков содержания Гаскарова в СИЗО являются необоснованными. Активист стал 11-м фигурантом «болотного дела», который пожаловался в Европейский суд.
Во вторник юрист межрегиональной ассоциации правозащитных общественных объединений «Агора» Алексей Глухов направил жалобу «Gaskarov vs Russia» в Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) на «незаконное заключение и содержание под стражей» антифашиста, члена Координационного совета оппозиции Алексея Гаскарова. Речь идет о периоде предварительного следствия по так называемому «болотному делу» — уголовному делу о массовых беспорядках в Москве 6 мая 2012 года.
Напомним, что активиста антифа Гаскарова арестовали в апреле 2013 года по обвинению по ч. 2 ст. 212 УК (участие в массовых беспорядках) и ч. 1 ст. 318 (применение насилия, неопасного для жизни или здоровья, либо угроза применения насилия в отношении представителя власти или его близких в связи с исполнением им своих должностных обязанностей). Те же статьи вменяются подавляющему большинству других фигурантов «болотного дела», они предусматривают в качестве наказания до восьми и пяти лет лишения свободы соответственно.
По мнению заявителя (Гаскарова) и его представителя (Глухова), в отношении антифашиста российские судебные органы нарушили сразу несколько пунктов статьи 5 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.
Текст жалобы есть в распоряжении «Газеты.Ru».
В первом пункте документа говорится о «незаконном избрании меры пресечения в виде заключения под стражу». Согласно тексту жалобы, ограничение свободы Гаскарова «не было произведено в порядке, установленном законом»: в заключении его под стражу отсутствует «обоснованное подозрение». Доказательствами обоснованности таких подозрений в отношении антифашиста стали лишь показания сотрудников полиции,«которые суд принял без проверки».
Cуд, избравший для Гаскарова меру пресечения в виде заключения под стражу, говорится в жалобе, нарушил статью 108 УПК РФ, согласно которой содержание в СИЗО избирается мерой пресечения в случае «невозможности применения иной, более мягкой меры пресечения».
В мотивах следствия, с которыми согласился суд, отмечалось, что антифашист может скрыться от органов дознания и суда, а также продолжить преступную деятельность, но доказательств этому представлено не было.
Во втором пункте жалобы Гаскаров и его представитель указывают на незаконность продления срока его содержания под стражей, а также что «срок заключения под стражу не является разумным». При продлении срока содержания Гаскарова в СИЗО, согласно документу, следователь не представил никаких новых доказательств виновности обвиняемого, притом что «суд должен установить, продолжали ли другие основания, представленные судебными властями, оправдывать лишение свободы». Что же касается «разумности» продления ареста Гаскарова, то, как утверждается в жалобе, суд проигнорировал факт, что левый политик «постоянно проживает в городе Жуковском Московской области, имеет работу и семью».
Также, отмечается в бумаге, суд при обосновании продления ареста руководствовался тем, что Гаскаров может скрыться от органов, и пренебрег тем обстоятельством, что активиста арестовали почти через год после событий 6 мая 2012 года и при желании для того, чтобы уехать из страны, у него имелся целый год. Как указано в документе,
Гаскаров на сегодняшний день находится под стражей 164 дня, и, согласно жалобе, такое «длительное нарушение одного из фундаментальных прав человека не может быть оправдано необходимостью проведения с ним нескольких следственных действий».
В-третьих, по мнению Гаскарова и его юриста, по отношению к антифашисту было нарушено право на безотлагательное рассмотрение судом правомерности заключения под стражу. Защита Гаскарова подавала две апелляционные жалобы (6 мая и 3 июля 2013 года) — на постановление об избрании меры пресечения и о продлении срока содержания под стражей соответственно. Однако обе жалобы рассматривались дольше, чем предполагает понятие безотлагательности, — 43 дня и 21 день соответственно.
В требованиях по итогам изложенного в жалобе составители просят ЕСПЧ «вынести решение, обязывающее Российскую Федерацию оплатить расходы, связанные с данным обращением, а также выплатить заявителю справедливую компенсацию морального ущерба в соответствии со статьей 41 конвенции».
«Мы считаем, что следствие не представляло в суд и суд не исследовал достаточность подозрений и обвинений, предъявленных Алексею», — сказал в разговоре с «Газетой.Ru» представитель Гаскарова Алексей Глухов.
«В общем доступе есть видео, на котором видно, как с Алексеем обращались сотрудники полиции. В деле нет никаких сведений, что он на кого-то нападал или участвовал в каком-то мятеже. Поэтому не было острой необходимости вообще брать его под стражу», — объяснил юрист.
По его словам, в материалах дела есть объяснение следователя, зачем ему нужно было продление. «Там говорится, что необходимо получить заключение порядка 80 экспертиз и ознакомить Алексея с их результатами, чтобы предъявить ему обвинение в окончательной редакции.
Это говорилось в начале июня. До настоящего момента ничего этого не сделано, и Алексей, как заложник, сидит неизвестно для чего в СИЗО», — сетует Глухов.
Юрист также отметил, что если Мосгорсуд не удовлетворит новую апелляционную жалобу на решение уже от 3 октября о продлении ареста Гаскарову до 6 февраля 2014 года, то к этой же жалобе (в ЕСПЧ) будет написано дополнение и по этому факту продления.
Напомним, что в начале октября ЕСПЧ получил очередную жалобу фигуранта «болотного дела» Степана Зимина. До этого в Европейский суд с аналогичными жалобами уже обратились 9 из 12 фигурантов дела, которое слушается Замоскворецким судом.
Ранее Европейский суд объединил семь жалоб «узников Болотной» в единое производство «Акименков и шестеро против России», придал им приоритет и начал процесс коммуникации. Фигуранты «дела двенадцати» пожаловались в ЕСПЧ также на незаконный арест и продление сроков задержания, а также на бесчеловечные условия содержания при проведении судебного процесса. На данный момент ЕСПЧ направил правительству России письмо на 22 страницах, в котором перед российскими властями поставлено 26 вопросов.
«Думаю, судьба жалобы по Гаскарову та же, — говорит Глухов. — Скорее всего, секретариат ЕСПЧ будет рекомендовать судьям присоединить его жалобу к большому делу».
Что касается перспектив дела в Европейском суде, то, как отмечает Глухов, даже приняв решение о приоритетности жалоб, ЕСПЧ не сразу вынесет окончательный вердикт.
«Может пройти несколько лет. Но иногда в интересах заявителей Европейский суд может потребовать принять так называемые обеспечительные меры — попросить пересмотреть решение о содержании под стражей и оставить эти лица на свободе до разрешения дела судом.
Мы будем надеяться, что наши дела будут рассматриваться в любом случае в приоритетном порядке, потому что считаем, что само по себе задержание и продление содержания под стражей, мягко скажем, неразумны», — говорит юрист.
Если жалоба Гаскарова будет удовлетворена, говорит Глухов, то это повлияет на всю ситуацию с «болотным делом». «Оно и так доставило много проблем представителю России в Европейском суде, Георгию Матюшкину, и Минюсту, и МИДу. Отношение международного сообщества к России изменится, если будет признано, что многие фигуранты «болотного дела» содержались под стражей в нарушение закона», — заключил Глухов.