Рассказ анархиста: Как прожить 15 суток в ИВС

Репост с avtonom.org

В интервью редакции Avtonom.org анархист, приговоренный к 15ти суткам административного ареста после общепротестных акций 12 июня, поделился своими воспоминаниями о беспределе правонарушительных органов при задержании и оформлении, а также рассказал, как прожить вегану 15 суток в источнике временного содержания.

— При каких обстоятельствах тебя задержали?

— По сути, «рандомно» выхватили одного из тех, кто не имел при себе даже средств агитации или чего бы то ни было еще, выражающего свое мнение. Им оказался именно я. Впрочем, я не был исключением: в автозаки и снятые с рейсов автобусы попали очень многие без каких бы то ни было предупреждений и уж тем более без объяснений со стороны полиции. «Космонавты» без жетонов в черной униформе заламывали людям руки за за спину, хватали за руки и за ноги, волокли в автобусы, где их обыскивали и запихивали в салон.

— Что было дальше?

— Из автозаков спустя несколько часов задержанных запустили в актовый зал полицейского участка. Естественно, нам не зачитали никаких прав и проигнорировали многочисленные требования назвать причину задержания.

По правилам, срок с момента задержания до оформления протокола об административном правонарушении не должен превышать трех часов. Нас же начали оформлять только спустя три часа, причем менты просто переписали паспортные данные и начали под копир всем вменять по две статьи. Самым распространенным среди обвинений было: «нахождение рядом с группой лиц в белых футболках с надписью «Путин — вор» и «нахождение рядом с группой лиц в зеленых футболках с надписью «ЛГБТ».

На меня было составлено два протокола. Согласно первому, я не имел с собой никаких средств агитации, а согласному второму — я был «в белой футболке с надписью «Путин вор». Вообще, протоколы изобиловали всевозможными ошибками и неточностями. Так, например, я в протоколе несколько раз меняю свой пол, время задержания и поступления в отделение не соответствуют действительности, а показания «свидетелей» откровенно противоречат друг другу.

С наступлением ночи нас обрадовали тем, что часы в ожидании суда мы проведем здесь же — в актовом зале. Разумеется, спать на узких стульчиках при включенном свете было абсолютно невозможно, поэтому задержанные начали возмущаться. Ответ со стороны правонарушительных органов был показательным: «Вы что, забыли, в какой стране вы живете!? Может, вам еще и перины тут раздать!?» Вообще менты при малейшем обращении к ним начинали открыто хамить, а на слова о правах человека отвечали «Это не о вас. Таких, как вы, не нужно вообще!»
Только за счет жалоб на горячую линию 112 о неправомерном обращении и параллельном выкладывании информации в Интернет удалось выбить кулер с водой и добиться разрешения на передачу от активистов еды и туристических ковриков для сна.

Оформление протоколов продолжалось до 4-х часов утра со всеми вытекающими: всю ночь горел свет, а тех, кого от усталости вырубало уже прямо на холодном полу, через какое-то время будил озноб.

— Как проходил суд?

— В суд я попал уже ближе к ночи. Несмотря на откровенные противоречия, которые допускали в своих показаниях «свидетели», всем выписывали наказания: кому 5 суток административного ареста, а кому и 15. «Миловали» лишь тех немногих, кто признавал себя виновным и тех, у кого были убедительные личные причины для снисхождения. Таких наказывали только штрафами.

— Ты получил «потолок» — 15 суток. За какие заслуги?

— Трудно сказать. У меня не было никаких «отягчающих», не значились в протоколе ни приводы, ни административки. Я не выказывал какого бы то ни было неуважения к суду. Более того, меня даже не сопровождал адвокат от правозащитных организаций.

Впрочем, уже до начала заседания было очевидно, что тех, кто не согласится с протоколами, ждет штраф и арест. Судья, словно биоробот, пролистала дело, трактовала мои объяснения, как «попытку улучшить свое положение» и заявила о том, что «нет причин не доверять двум протоколам сотрудников». И совершенно плевать, что эти протоколы противоречили друг другу практически во всем, начиная от моей половой принадлежности, заканчивая наличием или отсутствием средств агитации.

— Как выжить вегану в источнике временного содержания?

— В том ИВС, в который попал я, на завтрак давали манную кашу, пшенку, овсянку. Иногда друзья мне закидывали передачки. К тому же волонтеры, дежурившие у ИВС, от себя еще кое-какой еды добавляли. Вообще, я считаю, что если веганство\вегетарианство не приняло форму культа «потребления ништяков», то 15 суток вполне можно продержаться и на чае с хлебом. А если есть друзья — то вообще не вопрос. Главное, чтобы их передачки были запечатанными и покупными (своего приготовления еду принимать отказываются).


— Что можно и чего нельзя в ИВС?

— В принципе, перечнь того, что разрешено и того, что запрещено, во всех ИВС стандартный. Предусматривается одно свидание на весь срок содержания. Причем нужно подавать заявку на встречу за день, с указанием ФИО посетителя. К посещению адвокатом или лицом, оказывающим юридическую помощь это не относится: с такими можно видеться хоть каждый день по несколько часов и без предварительной заявки. Также каждый день предоставляется возможность сделать 15-минутный звонок с их телефона, используя свою симкарту.

— Тяжело пережить 15 суток в ИВС?

— Первые два дня с момента содержания мне дались нелегко. Отделение полиции, суд… Все это было изматывающе. А вот когда меня на третий день закинули в ИВС, я уже смог и отоспаться, и придти в себя. К тому же я получил вместе с передачкой интересную книгу от друзей. Волонтеры также передавали задержанным различную литературу, которую распространяли по камерам. В общем-то, книги и спасали от тягучести времени.

Каждый день нас группами по 10-15 человек выводили на часовую прогулку в клетку во дворе. В ходе прогулок я много общался с задержанными, даже успел себе нажить «ватных» врагов из завсегдатаев ИВС. Ну это такие ребята, которые гордятся Россией и Путиным, гоняют пьяные без прав, пренебрегая своей и чужой жизнью, а в ИВС чувствуют себя, в отличие от «политических», благонадежными гражданами, которые способны вразумить ту самую мифическую «пятую колонну».

В общем и целом, условия в ИВС были вполне сносные. Особо не напрягали.

— Какие можешь дать советы тем, кто попадает в ИВС?

— Важно четко осознавать свое положение и действовать по обстоятельствам. Главное — не унывать, а то среди задержанных были и такие, кто себя вгонял в депрессию ничего не деланием вместо того, чтобы использовать время с пользой. Также важно не впадать в какие бы то ни было крайности из серии вскрытия себя или объявления голодовки, если на то нет крайней нужды и уверенности в том, что выдержишь добровольное испытание. В общем, не терять голову — вот главный совет.

— Какие ощущения испытал, когда вышел на свободу?

— Радость. Как и всякий раз.

— Кроме 15ти суток административного ареста тебе выписали еще и денежный штраф. Будешь ли его оплачивать?

— Я не планирую никуда выезжать за пределы РФ. Да и денег, в общем-то, у меня нет, чтобы его оплачивать. Да даже если бы и были деньги, я им нашел бы другое применение. Пусть этот штраф сгорает. Медленно, но верно.

— Стоит ли анархистам принимать участие в подобных акциях, как те, которые прокотились по всей стране 12 июня?

— Думаю, любому рефлексирующему анархисту очевидно, что чужая политическая игра, завязанная на амбициях, может в итоге обернуться чем угодно. Я бы посоветовал внимательнее изучать историю и не питать особых иллюзий относительно современной оппозиции.